Ассистент

Способный, но невнимательный: как исправить ситуацию?

26 МАЯ. ЧЕРКЕССК. Невнимательные дети – боль многих родителей. «Способный, но невнимательный» — такие выводы частенько делают учителя в школе, характеризуя детей. В чем причины невнимательности и что делать, чтобы улучшить ситуацию? Ответ попытались найти у практических детских психологов и педагогов. 

 Причины и следствие

Рассеянность в учебе – это только край айсберга такого явления как невнимательность. Забыл записать задание, потерял портфель, забыл позвонить родителям, не замкнул дверь на ключ – с каким только мелкими и не мелкими последствиями приходиться сталкиваться родителям невнимательного ребенка. Причем, по мнению ряда психологов, дети с высоким уровнем развития интеллекта также часто бывают рассеянными. Это результат того, что их мозг не справляется с обработкой информации, которая поступает от разных органов чувств. Они просто не успевают переключаться от одного источника информации к другому.

Между тем, чем внимательнее ребенок, тем больше у него шансов социализироваться  в обществе, а значит, что и проблем бытового и не бытового характера у него будет меньше.  Чтобы вести себя уместно среди людей нужно быть внимательным.

Пока точно неизвестно, какие области мозга отвечают за внимание. Вернее, ученые выяснили, что в регуляции внимания принимают участие многие структуры: лобные доли коры мозга, мозолистое тело, гиппокамп, средний мозг, таламус и другие. По мнению специалистов, проблемы со вниманием могут сопровождаться гиперреактивностью и эмоциональной неустойчивостью. При этом невнимательные могут быть и медлительными.

Среди основных причин невнимательности психологи как правило выделяют следующие – самые распространенные.  

Слабая нервная система. Ребенок не может быстро менять форму деятельности и концентрироваться на ней. Если же, напротив, нервная система сильная и подвижная – он с легкостью приключается от одного предмета или явления к другому.

Психологический дискомфорт в семье. Если в окружении ребенка постоянно выясняют отношения, ссорятся, создавая общий нервных фон, то и ребёнок будет через себя все это попускать.  Трудно ожидать от такого ребенка продуктивных занятий и успехов в развитии личностных качеств.

Ребенок много болеет. Родители в таком случае сконцентрированы на его лечении, на другое не остается сил, между тем, ребенка подсознательно жалеют и не обращают внимания на особенности его восприятия.

У ребенка нет своего рабочего места дома – письменного стола, тишины вокруг и отсутствия отвлекающих шумов и других факторов.  Естественно, что при таких условиях школьник не будет относиться к учебе серьезно, отсюда и результат – плохая учеба.

Если вы перестарались с развитием вашего чада и записали его во все кружки и секции, лишив его свободного времени и отдыха. К сожалению, такой подход к воспитанию сегодня можно встретить довольно часто. Не каждый взрослый выдержит такой жизненный ритм. Неудивительно, что усталость рано или поздно берет свое, и ребенок оказывается не в состоянии контролировать свое внимание.

У ребенка нет мотивации к учебе. Уроки – это не важно, и чем быстрее я их сделаю, не важно как, тем быстрее я смогу заняться по-настоящему важными вопросами. При этом он может часами сосредоточенно и увлеченно играть в компьютерные игры, демонстрируя чудеса усидчивости.  

Причин у детской невнимательности много, часто бывает, что работает сразу несколько негативных факторов и каждый их них нужно устранять отдельно,  развивая при этом умение ребенка концентрироваться на чем-то и легко переключаться на новый объект внимания.

Запрещённые приемы

 Среди приемов, которые применяют родители в борьбе за детское внимание есть запрещённые.

 Самый лёгкий и очевидный способ - переложить всю ответственность на самого ребёнка.  «Ты невнимательный! Ты рассеянный! Ворон считаешь! Проснись уже, сколько можно спать на ходу!»  В лучшем случае ваша лекция на тему его плохих качеств не приведет ни к чему, а в худшем -  у ребенка сформируется мнение, что он безнадежен, а значит, и стараться быть лучше ему незачем.

Конечно, если на ребенка сильно наорать, то он на короткое время мобилизуется и будет внимательнее. И взрослый торжествующе скажет: «может ведь, когда хочет!». А потом ребенок сползет на свой обычный уровень внимания, и все будут повторяться снова и снова.

Специалисты по детской психологии выделяют несколько правил, которые не стоит нарушать, если вы хотите быть мудрыми и эффективными родителями: не ругать, не надсмехаться, не наказывать, не сравнивать с другими детьми, не впадать в крайности, исправляя за ребенка ошибки или требуя по десять раз переделывать плохо выполненное задание. Не приятно осознавать, но невнимательный ребенок – это чаще результат ошибок, которые совершили родители при его воспитании. Если ребенок невнимателен и рассеян, то это не его вина, а ваша общая беда, с которой можно справиться вместе.

Не призывайте, а развивайте

Внимание, по мнению специалистов, как и все остальное, развивается тренировкой. Необходимо так организовать деятельность, чтобы внимание было активно, тогда мы сможем говорить о  его развитии. Причем, чем младше ребенок, тем проще развивать его внимание. Если перед вами подросток и вы вдруг решили повысить его сосредоточенность, то сделать это будет довольно сложно.

Во-первых, если уровень концентрации внимания совсем низкий, то возможно вам нужно показать его психологу или неврологу. Возможно, детская неусидчивость и невнимательность имеют медицинскую причину. Во всех остальных случаях действуйте сами.  

Как бы вам ни хотелось воспитать разносторонне развитого гения, физические и эмоциональные нагрузки на детский организм должны быть разумными.  Поэтому самое главное- обеспечить ребенку адекватный его возрасту режим дня.

Обеспечьте ему три часа свободной двигательной активности ежедневно. Чтобы мозг ребенка нормально функционировал, нужно много двигаться. Свободная двигательная активность — это подвижные игры, бег, быстрая ходьба, желательно на улице, плавание. Стимуляция вестибулярной системы помогает мозгу настроиться на эффективную обработку информации, которая поступает от ушей, глаз и тела.

Будьте рядом в то время, когда он учит уроки. Не оставлять его один на один с проблемами. Хвалите за успехи, обсуждайте проблемы. А еще необходимо сформировать у него привычку самому перепроверять сделанное.

Мы уже писали выше, какое значение имеет письменный стол и нормальная рабочая обстановка.

Работать над мотивацией, параллельно обучая отделять важные дела от второстепенных. Конечно, для ребенка компьютерные игры интереснее уроков, но можно ему объяснить, что без знаний есть риск вообще остаться без компьютера, потому что технический прогресс требует людей умных и образованных.

Добивайтесь, чтобы ваш ребёнок доводил любые начатые дела до конца. Потом он вам скажет за это спасибо.

Упражнения на тренировку памяти и концентрацию внимания можно придумывать самостоятельно, главное, чтобы они не были ребенку в тягость. Не менее важно, чтобы такие обучающие игры входили в распорядок дня постоянно, а не от случая к случаю.

Если ваш ребенок пользуется смартфоном или планшетом, введите ограничение экранного времени. Нам, взрослым, трудно оторваться от смартфона и начать заниматься намеченными делами, а что говорить про детей, у которых часто мотивация еще слабее нашей. Кроме того, гаджеты уменьшают время двигательной активности, а она необходима для развития и нормального функционирования мозга.

И самое главное, чем раньше ребенок начнет развивать свои умения сосредотачиваться, выделять частное из общего, выстраивать ассоциативные ряды, запоминать, отмечать детали, тем проще ему будет осваивать школьную программу. Мозг может изменяться в ответ на изменение образа жизни и тренировки. А образ жизни ребенка зависит от родителей.

 

26 Мая Четверг 2022 09:48

Рейтинг