Ассистент

Новости

15 Июня Воскресенье 2008 11:47

Вершина не исчезнет.

16 декабря 1954 года в абазинской газете "Социалистическая Черкесия" появилось небольшое стихотворение ученика 10 класса Микаэля Чикатуева "Мы пионеры"; через три месяца два его стихотворения снова увидели свет на страницах этой же газеты, спустя два месяца – ещё одно... Так состоялось его вступление в литературу, и уже в 1956 году в "Литературной газете" в переводе Льва Щеглова было опубликовано его стихотворение "Любовь", и это было первое абазинское произведение, появившееся в центральной печати. В том же году в рецензии на сборник национальных писателей "Песня жизни" газета "Социалистическая Черкесия" впервые благосклонно отозвалась о молодом стихотворце, а в марте 1958 года в ней же печатается большая статья Л. Бекизовой, посвящённая становлению Чикатуева как поэта. В это время он уже учился на третьем курсе Литературного института им. М. Горького… Чикатуев не только первый студент-абазин этого вуза, он – первый выпускник Литературного института из Карачаево-Черкесии.

В 1958 году Микаэль Хаджиевич выпустил свой первый сборник стихов – «Беру апхиарцу», а выход второго – "Мелодии Инжича" – совпал с годом окончания института – 1961-м. А ещё через год – 29 мая 1962 года – он был принят в члены Союза писателей СССР. Было ему всего 24 года, и был он одним из самых молодых в творческом союзе.

Отметим и тот факт, что Чикатуев являлся первым из абазинских авторов, выпустивших свои книги в столичных издательствах: "Сердце Абазашты" (1964), "Два абрека" (1965) в переводе Д.Голубкова.

В то время, когда Чикатуев вступал в литературу, абазинские стихотворцы свои сочинения слагали неравносложными строками с едва уловимым ритмом, напоминающим прозу; отсутствие рифмы ещё больше сближало многие стихи с прозой, и единственным элементом стиха в таких случаях оставалось лишь механическое деление текста на стихотворные строки. Лишь к концу 1950 – началу 60-х годов ритм выправляется, рифма обретает устойчивый характер, общественно-политическая в основном тематика начинает расширяться за счёт любовной и пейзажной лирики. И лучшим пейзажным произведением, а возможно, и всей абазинской поэзии того времени является стихотворение Микаэля Хаджиевича "Доброе утро, аул мой!" (1956) с запоминающимся прекрасным образом месяца, тонкой льдинкой тающего в предутреннем небе. А в контрастной смене длины строк стихотворения "Раиса", как бы самозарождающемся способе рифмовки, в живой, участливой интонации ощущается естественный, ничем не скованный строй абазинской речи. Это было ново, совершенно не похоже на те искусственные конструкции, что создавались другими собратьями по перу, и данное свойство поэзии Чикатуева – слиянность описываемого переживания с самой формой высказывания – особенно ярко проявится в последующие годы.

1960-е для национальной поэзии оказались переломными, и большую роль в этом сыграл Чикатуев, явившийся самой значительной и определяющей лицо абазинской литературы фигурой. Ни у одного из местных поэтов того времени экспрессия и энергия стиха не были столь ощутимы и осязаемы, как у него, и вершинными для поэзии тех лет можно признать два его сборника: "Дневник сердца" (1967) и "Абазинские всадники" (1969).

С именем М.Х. Чикатуева в абазинской литературе связана персонификация детства и юности, использование их как самостоятельных поэтических образов, введение в национальную поэзию мотивов пути и путника, символических образов ветра, поезда, родника, вершины и других, нашедших воплощение и продолжение у других авторов. Он создал и ввёл не только в поэтический, но и в общенациональный языковой оборот слово "Абазашта" – название родины, места проживания абазин, ставшее впоследствии широко употребительным. Достаточно указать на тот факт, что именно это слово в качестве названия с 1991 года стала носить единственная абазинская газета.

Микаэль Хаджиевич является автором первой абазинской книги верлибров ("Перезвон листьев", 1986) и сонетов ("Свет сердца", 1998). Событием огромной культурной важности является и издание в 2007 году солидной двухтомной "Антологии абазинской поэзии", составленной им, где он же является автором обширного предисловия и комментария.

В мае 2008 года известному поэту исполнилось 70 лет. Возраст, что и говорить, почтенный, но он не собирается встречать свой юбилей, почивая на лаврах. У него и сегодня хороший творческий заряд, его всё ещё зовут неосуществлённые замыслы, не отлившиеся в звонкую строку образы. Зовёт всё то, что именуется поэзией и о чём он некогда писал: 
 
Поэзия приносит свет вершин
И всё, что было от души пропето,
Похоже на сияющий кувшин,
Который полон радостного света.
Вершина не исчезнет никогда.
Поэт умрёт – вершина остаётся.
Ведь песня не исчезнет без следа.
Она над миром светит, словно солнце.
Поэзия приносит нам весну.
Я на земле живу мечтой единой:
Оставить после смерти хоть одну
Для абазин манящую вершину.

П. ЧЕКАЛОВ

Возврат к списку

(Голосов: 2, Рейтинг: 3.44)

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить